Вопросы адаптации

Первый раз в детский сад: об адаптации в раннем возрасте

Сколько тревог и волнений переживает семья, когда малыш подрос, и его собираются отдать в детский сад? Какое нелегкое время для мамы и дитя. Но любые трудности можно преодолеть, если проявить терпение и заручиться помощью специалиста. Разберемся в начале, что происходит в этот период времени с ребенком.

Процесс адаптации в широком смысле слова подразумевает привыкание, приспособление организма к новым условиям существования. Адаптация маленького ребенка к новым для него условиям общественной жизни предполагает перестройку очень многих биологических, собственно психологических, бытовых и социальных стереотипов. Этот период достаточно серьезное испытание для психики малыша и его организма в целом. Поэтому особенно важно, как мы подготовим к этому периоду себя и своего ребенка.

В первую очередь необходимо заранее, за 2-3 месяца приблизить домашний режим, а также правила питания, сна и туалета к требованиям детского сада. Это значит, что время подъема, кормлений и дневного сна должно соответствовать санитарно-гигиеническим и медицинским возрастным нормам. Поэтому в семьях, где дети укладываются спать поздно, а именно, дневной сон с 14-15 , а ночной с 23-24, родители должны заранее постепенно перестраивать детский режим таким образом, чтобы он соответствовал режиму детского сада.

Немало важную роль при этом играет привычка ребенка к определенному типу питания и способам его организации. Необходимо заранее приучить ребенка к твердой пище, есть самостоятельно, не играть и не читать во время еды. Если ребенок находится на грудном вскармливании, режим прикладывания ребенка к груди не должен резко изменятся во время адаптации. Родителям лучше заранее позаботится о приучении своего малыша к горшку, а именно о привычке справлять свои потребности в горшок, а не в штанишки.

На первом этапе адаптации, который начинается еще до непосредственного посещения ребенком детского сада и продолжается первые 2-3 недели уже в детском саду, основной задачей родителей, воспитателей и психолога является снижение стрессовых реакций и формирование эмоционально-положительного отношения. В это время маме нельзя демонстрировать свое тревожное состояние, которое передается ребенку, не фиксировать свое внимание на отрицательных деталях, только уверенный положительный настрой. От того насколько мама открыта воспитателю, доверяет ему, и готова сотрудничать с ним зависит адаптация ребенка.

Самым первым шагом на пути формирования эмоционального благополучия является сбор информации об индивидуальных особенностях малыша и составление на основании этой информации рекомендаций, которые помогают воспитателям построить наиболее адекватные и комфортные отношения с каждым ребенком.

Чем полнее и объективнее информация о ребенке, полученная от мамы, о том, к чему привык малыш в семье, тем легче будет воспитателю создать наиболее комфортные для ребенка условия общения. Время пребывания ребенка в саду без мамы должно увеличиваться постепенно от 15-30 минут до 30 - 60 минут в зависимости от эмоционального напряжения малыша в период разлуки. Мама должна помнить о том, что ее эмоциональная связь с ребенком раннего возраста еще очень сильна, а потому любое ее сильное переживание "заставляет" малыша больше тревожиться. Поэтому самоконтроль и стабилизация собственного состояния мамы - это профилактика расстройств у ребенка в процессе его адаптации. Адаптация ребенка проходит легче и быстрее, если сами родители соблюдают определенные правила.

  1. Формирование положительной эмоциональной установки на посещение детского сада у себя и своего малыша.
  2. Предоставление полной информации о ребенке психологу, медсестре и воспитателю.
  3. Соответствие индивидуального и общего садовского режима жизни ребенка.
  4. Разработка совместно с персоналом детского сада режима посещений на первую неделю.

Адаптационный процесс может иметь разную степень тяжести на различных этапах.

Легкая адаптация: ребенок в норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первых 2-3 недель посещения сада.

Средней тяжести: сдвиги в поведении нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса.

Тяжелая адаптация: ребенок часто болеет, теряет полученные навыки, может наступить, как физическое, так и психическое истощение организма.

Для большинства детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет) характерна адаптация тяжелая или средней тяжести (от 16 до 32 дней).

Психика маленьких детей очень неустойчива, подвержена разрушению при травмирующих и длительно действующих на ребенка негативных ситуациях. Поэтому родителям важно в период адаптации быть внимательными к поведению и физическому здоровью ребенка, сообщать о резких изменениях и обращаться за консультациями к специалисту в случае тяжелой адаптации, которая длится более 32 дней.

"Долгие проводы - горькие слезы", или что делать в случае тяжелой адаптации?

Сердце разрывается при виде плачущего малыша, которого мама ведет утром в детский сад. Хочется успокоить, отвлечь, защитить, только бы не видеть этой тоски и боли в детских глазах, не слышать жалобного или пронзительного крика. А каково маме, которая возможно спешит на работу? У многих женщин не хватает опыта и выдержки справиться с ситуацией. Поговорим о том, как помочь себе и своему малышу, если он тяжело и долго привыкает к детскому саду.

В предшествующих материалах мы уже говорили о том, что самое лучшая помощь для ребенка - это профилактическая или подготовительная работа семьи и дошкольного учреждения. Но бывают ситуации, когда в силу многих социальных или личных причин такая подготовка не сложилась или не стала эффективной. Иногда даже при предварительной работе с ребенком его адаптация носит затяжной характер.

Если это случилось с вашим малышом, стоит, прежде всего, задуматься и ответить самим себе на ряд вопросов:

  1. Действительно ли малыш физически и психически здоров и готов оторваться от мамы?
  2. Готовы ли Вы к тому, чтобы "отпустить" от себя ребенка, помогать и поддерживать его психологически?
  3. Не осложнена ли адаптация ребенка внутрисемейными травмами и конфликтами?
  4. Есть ли у ребенка положительный контакт с воспитателем?
  5. Не поспешили ли Вы оставлять малыша в саду надолго?

Ответив честно самим себе на эти вопросы, Вы наверняка определите причину собственных страданий и сможете с ней справиться.

Все дети реагируют на обиду и боль одинаково - они плачут. Плачут дети по-разному. Кто-то сильнее, кто-то меньше, кто-то успокаивается, отвлекаясь на игрушку, а кто-то даже не открывает глаз, из которых бесконечным потоком текут горькие слезы. Один страдает скрыто, не закатывает истерик, не швыряет игрушки, не дерется, другой же - открыто выражает агрессию и протест. При этом и тот и другой ребенок переживают сильный стресс, который может перейти в серьезную психологическую травму.

Необходимо знать: ребенок не должен плакать без перерыва более 20-30 минут. Если все это время он заходиться в плаче, не обращая внимания на любые попытки его остановить, это может привести к серьезному психическому срыву. Тем более, если такая ситуация повторяется в течении длительного времени.

Сегодня нашей задачей будет определить, в каком случае ситуация становиться опасной для здоровья ребенка и как скорректировать его психическое состояние?

Итак, на что необходимо обратить внимание взрослым, которые находятся с ребенком дома и в детском саду?

Физическое состояние: Ребенок теряет в весе, серьезно нарушился аппетит и сон, жалуется на слабость, недомогание ("болит головка, животик, ножки и т. д. "). Малыш выглядит бледным, уставшим. Могут наблюдаться рвота и диарея, энурез.

Психическое состояние: Плаксивость переходящая в истерики. Крайняя раздражительность и склонность к агрессии. Может наблюдаться подавленность и замкнутость. Ребенок буйно демонстрирует свои эмоции, при этом сильно возбуждается, его трудно успокоить и переключить. Появляется тревожность и страхи. Если малыш крайне болезненно реагирует на детский сад, необходимо поменять тактику, дать ему возможность успокоиться, почувствовать себя в безопасности, побыть с ним вместе на прогулке, во время игр.

Самое трудное для очень многих мам и детей - это момент прощания, когда ребенок должен покинуть пределы раздевалки и зайти в групповую комнату.

Как делать не надо

  • Не пытайтесь втолкнуть ребенка в группу и убежать, чтобы не слышать его плача.
  • Не затягивайте момент прощания, если малыш начинает расстраиваться все больше и больше.
  • Не позволяйте "отрывать" от вас ребенка воспитателю.

Как поступать правильно

  • Настраивайте ребенка заранее, разговаривая спокойным размеренным голосом.
  • Постарайтесь успокоить его, приласкайте, не позволяйте себе внутренне заводиться, вместе с воспитателем отвлеките его с помощью интересной игрушки.
  • Если малыш совсем не поддается на уговоры и хитрости пройдите с ним ненадолго в группу, чтобы он мог успокоиться и побыть вместе с вами и другими детьми. Если не получается уйти, заберите ребенка и попробуйте прийти вместе в то время, когда удобно, чтобы не отвлекать воспитателя от других детей. Договоритесь с педагогом заранее, когда он сможет пообщаться с вами и ребенком в группе или на прогулке.

Момент истины или способен ли он к адаптации: откровенный разговор о трудностях адаптации от рождения до школьной скамьи

В широком смысле под адаптацией понимается приспособление организма к окружающим условиям. У человека адаптация имеет два аспекта: биологический и психологический или социальный.

Психологическая адаптация осуществляется путем усвоения личностью норм и ценностей новой социальной группы. При общих закономерностях адаптационного процесса, конечно, есть существенные отличия его развития у детей. Сдвиги, сопровождающие адаптацию, затрагивают все уровни организма: от молекулярного (физиологического) до психического (или уровня регуляции деятельности).

Совокупность общих черт, характеризующих процесс адаптации, называют адаптационным синдромом.

В развитии адаптационного синдрома обычно выделяют 3 стадии:

I. "Стадия тревоги", когда новая ситуация воспринимается организмом в целом как стресс, в ответ на который, происходит мобилизация всех сил организма.

II. "Стадия сопротивляемости", где повышается устойчивость к различным воздействиям новой среды.

III. "Стадия стабилизации", на которой организм и психика приходят в свое обычное здоровое состояние.

Если на первых двух стадиях человек не смог мобилизовать свои силы и неблагоприятное действие новой, "враждебной" среды не ослабевало, то на третьей стадии происходит не стабилизация, а истощение, которое может привести к серьезному заболеванию или гибели организма.

Для периода детства наиболее критичными с точки зрения адаптации являются несколько возрастных периодов: новорожденность, ранний возраст, младший школьный возраст. Все эти периоды подразумевают приспособление ребенка к новым условиям среды: постнатальное развитие, приход в детский сад и поступление в школу.

Что отягощает адаптацию во всех периодах детства?

1. Наличие биологической нестабильности (нездоровье ребенка от рождения)

Любое устойчивое или временное заболевание будет отягощать адаптацию незрелого организма ребенка во всех возрастных стадиях. В этом случае адаптация будет носить затяжной и тяжелый характер.

2. Отсутствие установки или психологической готовности к новой жизненной ситуации.

Для разных возрастных этапов психологическая готовность будет иметь различное содержание и проявления, например, готовность новорожденного ребенка появиться на свет и готовность ребенка пойти в первый класс, безусловно, различны, но и в том и другом случае для успешной адаптации она необходима.

3. Биологическая или социальная незрелость - нельзя путать с биологической нестабильностью.

Здесь имеется в виду наличие определенной задержки развития одного или нескольких социальных показателей. Ярким примером может в этом случае быть адаптация детей раннего возраста к детскому саду или дошкольников к школе. В первом случае затруднять адаптацию может отсутствие самостоятельной активной речи или слабо развитая предметная деятельность, а во втором - нарушения произвольности, доминирование игровой деятельности.

Во всех случаях для успешной адаптации ребенку необходима помощь семьи, правильное поведение родителей в этот нелегкий период, их умение предвидеть и предотвратить "факторы риска", психологически поддержать ребенка на всех стадиях адаптационного процесса.

Замечая невротические изменения в поведении и состоянии своего ребенка, многие родители впадают в панику, их поступки и взаимоотношения с ребенком и окружающими носят деструктивный характер, что еще больше повышает напряженность ситуации и оттягивает стадию стабилизации процесса.

Вооруженные грамотной информацией, родители должны адекватно вести себя во время этого нелегкого, но необходимого периода и своим примером помогать ребенку.