Проблема становления психолого-педагогической компетентности родителей — одна из наиболее актуальных в системе отечественного  дошкольного образования.

Кто он, современный родитель? Чем отличается от родителей прошлого? Осознает ли свою ответственность за воспитание ребенка,  считает ли своей обязанностью создание условий для его полноценного личностного развития? Готов ли к организации жизнедеятельности своего малыша? С этими вопросами неизбежно сталкивается каждый думающий педагог, руководитель образовательного учреждения в ходе решения воспитательных задач, обеспечивающих личностное развитие каждого ребенка.

Эмпирический анализ результатов общественного и семейного воспитания свидетельствует о том, что процесс развития и формирования адаптивных свойств личности не приведен в систему и недостаточно управляем со стороны родителей. Вместе с тем родители занимают определяющую позицию в воспитательном процессе. Соплеменный родитель должен не только владеть основами знаний о развитии личности ребенка, обладать определенной аналитико-диагностической культурой, способностью проектировать достижения детей (как образовательные, так и личностные), но и стать посредником между ребенком и социокультурным пространством, «переводчиком» с языков культуры на языки индивидуального восприятия, проводником в лабиринтах человеческих мыслей и ценностей.

С целью повышения родительской компетентности в вопросах развития и воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, детей, имеющих особые образовательные потребности, для оказания помощи практическим работникам в организации взаимодействия с семьей преподавателями кафедр факультета педагогики и психологии детства Пермского государственного педагогического университета разработана программа «Я—компетентный родитель».

Концепция программы «Я—компетентный родитель» разработана  доктором пед. наук, профессором Л.В. Коломийченко.

Содержание программы представлено шестью разделами, включающими разные блоки.

Первый раздел отражает содержание взаимодействия с родителями по нормативно-правовым документам, регламентирующим реализацию воспитательной функции семьи.

Второй раздел отражает особенности развития детей в младенческом и раннем возрасте, представлен двумя блоками. Первый блок «Младенец в семье». Второй блок «Раннее детство».

Третий раздел включает содержание, раскрывающее особенности разных сфер личностного развития (познавательно-речевого, социально-личностного, физического, экологического и др.) и направлений воспитания. Первый блок «Мир речи и общения»; второй — «Мир математики» ; третий — «Социальное развитие и воспитание детей дошкольного возраста»; четвертый — «Шесть шагов к здоровью малыша»; пятый — «Дети и мир природы»; шестой «Музыка и праздники в жизни семьи»; седьмой — «Знать, понимать и уважать личность».

Четвертый раздел представлен в соответствии с воспитательным потенциалом разных видов детской деятельности. Первый блок «Играем вместе с ребенком». Второй блок «Изобразительная деятельность».

Пятый раздел раскрывает специфику готовности и подготовки ребенка к обучению в школе. Блок «На пороге школы».

Шестой раздел отражает специфику воспитания детей, имеющих особые образовательные потребности. Первый блок  «Особый ребенок»; второй — «Нарушение речи у детей раннего и дошкольного возраста».

В заключение программы представлен материал Н.А. Зориной по экспресс-опросу родителей, целесообразному по окончании работы. Родительская компетентность может формироваться в разных организационных формах.

Предлагаемая программа ориентирована на работу с родителями разных групп: молодых родителей, родителей дошкольников, воспитывающихся в домашних условиях, родителей дошкольников, посещающих группы кратковременного пребывания в ДОУ, и т.д.

КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ

«Я — КОМПЕТЕНТНЫЙ РОДИТЕЛЬ»

Многочисленными нормативными и концептуальными документами родители признаются полноправными субъектами педагогического процесса. Но, несмотря на это нередко выбор содержания и форм работы с родителями является случайным, отличается бессистемностью, отсутствием содержательного и технологического оснащения целенаправленной работы по становлению родительской компетентности. В организации этой деятельности много формализма: за благополучными показателями «охвата» родителей разными видами повышения их компетентности теряются главные реальные достижения в их отношении к ребенку, дошкольному учреждению; в формах и методах работы с родителями еще не преодолены шаблоны и стереотипность.

В чем же состоит особая сила семьи в личностном развитии малыша? В чем кроется ее главная тайна, знание которой делает ребенка счастливым, уверенным в себе?

Прежде всего, семья выполняет те функции (назначение), которые не может в совокупности предоставить ни одно образовательное учреждение.

Только в семье благодаря родителям возможно рождение человека. Полноценная реализация родителями репродуктивной (воспроизводящей) функции позволяет сохранить и преумножить свой род, подарить своему малышу счастье семейно-родственных отношений, радость общения с любимыми братьями и сестрами.

В семье удовлетворяется важнейшая потребность человека в любви и взаимопонимании, создается ощущение безопасности, защищенности, абсолютного принятия ребенка со всеми его «чудесами», особенностями и крайностями, вне зависимости от его громких успехов или неудач. Семья изначально призвана выполнять функцию «осчастливливания», создавать ощущение эмоционального комфорта, радости, веры в завтрашний день, уверенности в наличии «надежного причала», «тихой гавани», «родной пристани».

В семье закладывается фундамент будущей личности, поскольку именно в индивидуальной семейно-бытовой культуре содержатся к- ценности, которые будут путеводными в жизни малыша, те знания и смыслы, которые станут основополагающими в становлении интеллекта, добропорядочности, эстетического восприятия мира, бережного отношения к результатам человеческого труда и достояниям культуры.

Готовы ли современные родители к полноценному выполнению своей непростой роли, законодательно закрепленной в ряде нормативных документов, функционально признанной законом об образовании, негласно регламентируемой самой спецификой семейного бытия, направленной на реализацию воспитательной функции?

Современная семья отличается рядом особенностей, прежде не свойственных ей и обусловленных спецификой социально-экономических отношений, влиянием разных факторов (совокупности обстоятельств, причин, условий) на семейные ценности, устои. Эти особенности имеют место в разных сферах семейных отношений оказывают разное влияние (позитивное, негативное) на реализацию воспитательной функции семьи.

Прежде всего, они проявляются в ценностно-ориентационной сфере:

  • в семейных отношениях все большее значение приобретай материальные ценности, ориентация на достаток, карьеру положение, статус;
  • общечеловеческие ценности (истины, красоты, любви, благородства, достоинства, чести) утрачивают смыслы, обедняются, отрицаются и низводятся до пороков;
  • стремление родителей к самореализации и индивидуализации актуализирует потребность в личной профессиональной успешности, ставит под сомнение необходимость выполнения родительских функций;
  • понимание родителями выгод семейного бизнеса за счет своих детей приводит к обесцениванию их жизни, что отражается в торговле детьми, организации порнографических и иных услуг.

Не менее губительны для реализации воспитательной функции семьи особенности, связанные со сферой брачно-семейных отношений:

  • возрастание числа ранних браков снижает уровень ответственности родителей за своих детей;
  • увеличение числа поздних браков проблематизирует реализацию репродуктивной (воспроизводящей, детородной) функции родителей, смещает ценности воспитания в сферу гиперопеки, что приводит к инфантилизму в социальных проявлениях детей.

Но самое серьезное препятствие семьи в реализации воспитания — проблемы, связанные с низким уровнем психолого-педагогической компетентности родителей, что проявляется в недоверии к образовательным учреждениям в части решения воспитательных задач, отсутствии интереса и потребности в реализации воспитательной функции, ориентации на зарубежное образованней частное воспитание как более эффективных по сравнению с отечественным общественным образованием. Проблема низкого уровня психолого - педагогической компетентности родителей усугубляется широким распространением практики «воспитания на дому», при которой вопрос о  готовности родителей к реализации воспитательной функции, как правило, не затрагивается.

Результативность работы, направленной на личностное развитие детей, во многом предопределяется тем, насколько эффективно задействованы в педагогическом процессе родители. Возможность быть истинными субъектами образовательного процесса предполагает наличие основополагающей компетентности родителей по реализации воспитательной функции.

Компетентность родителя — сложное индивидуально-психологическое образование, возникающее на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обусловливающее готовность родителя к реализации воспитательной функции (Н.Е. Костылева). Компетентность родителя выражает «единство его теоретической и практической готовности к осуществлению родительской деятельности».

Компетентность родителя может быть определена как способность, приводить свой образ жизни, сердцевину которого составляет родительский труд, в соответствие с образом мира как целостной и  системно-смысловой действительностью. Она заключается в умении прогнозировать цели и результат психолого-педагогического влияния, в построении информационных моделей и принятии самостоятельных решений. Сущность компетентности родителя состоит в  целенаправленном проявлении личности, которое выражается в ценности отношений и определяется совокупностью научно-теоретических знаний, практических умений и навыков, наличием определенных личностных структур и способностью к непрерывному творческому совершенствованию.

Родительская компетентность как интегративное личностное образование основывается на ряде компетенций, проявляющихся в знаниях и опыте в определенной области. Совокупность компетенций, обеспечивающих готовность к реализации воспитательной функции, составляет основу родительской компетентности. Быть компетентным родителем—значит уметь мобилизовать в конкретной ситуации воспитания собственного ребенка имеющиеся воспитательные компетенции.

Родительская компетентность базируется на ключевых и сопутствующих компетенциях (Е.В. Бондаревская). К ключевым компетенциям относятся те, которые имеют универсальное значение и могут быть использованы в различных видах деятельности при решении множества воспитательных задач. В качестве ключевых компетенций могут быть рассмотрены:

  • информационная (когнитивная), включающая определенный объём знаний по общим вопросам (основам) анатомии, физиологии, психологии, педагогики; частных методик;
  • мотивационная, отражающая наличие социально-значимых и субъективно-значимых мотивов и потребностей реализации воспитательной функции, интерес к личностному развитию своих детей;
  • технологическая (процессуальная), проявляющаяся в овладении способами организации взаимодействия со своими детьми в процессе решения воспитательных задач;
  • коммуникативная, предполагающая ориентацию родителей на диалоговое, бесконфликтное общение;
  • аналитическая (рефлексивная), проявляющаяся в умении анализировать уровень собственной готовности к выполнению воспитательной функции, оценивать результаты собственных достижений в личностном развитии своего ребенка.

К сопутствующим компетенциям относятся дополнительные; позволяющие углубленно решать отдельные задачи личностного развития, отражающие индивидуальные интересы и пристрастия родителей, индивидуальные возможности детей.

Становление родительской компетентности — сложный и динамичный процесс, осуществляемый как в ходе семейного самообразования, так и при непосредственном содействии педагогов образовательных учреждений.

Цель программы — содействовать процессу становления ключевых и сопутствующих компетенций родителей, обеспечивающих их активное участие в личностном развитии детей дошкольного возраста в условиях общественного и семейного воспитания.

Задачи становления ключевых компетенций родителей:

1) в области информационной компетенции:

  • содействовать обогащению знаний родителей по основам анатомии, физиологии, психологии, педагогики, частных методик,
  • способствовать активному обогащению родителями собственного информационного поля по вопросам воспитания детей в домашних условиях,
  • конкретизировать представления о нормативных и концептуальных документах, ориентирующих на участие родителей в воспитании своих детей,
  • уточнить и обобщить представления родителей о путях реализации собственной воспитательной функции;

2) мотивационной компетенции:

  • способствовать становлению устойчивой потребности в реализации воспитательной функции,
  • содействовать развитию интереса родителей как воспитателей детей к грамотной организации семейного воспитания, созданию развивающей предметной, пространственной и социальной среды, изучению личности своего ребенка и прогнозированию перспектив его развития,
  • способствовать формированию ответственности за результаты семейного воспитания, становлению субъективно-значимых и общественно-значимых мотивов реализации собственной воспитательной функции;

3) технологической компетенции:

  • содействовать активному и осознанному овладению родителями умениями организации разных видов деятельности, способствующих личностному развитию ребенка в условиях семейного воспитания,
  • способствовать формированию навыков оказания ребенку педагогически целесообразной и развивающей помощи по разным направлениям личностного развития (познавательно-речевого, художественно -  эстетического, физического, экологического, социального),
  • формировать умения, связанные с организацией свободной деятельности и семейного досуга ребенка, создания необходимого развивающего пространства;

4) коммуникативной компетенции:

  • способствовать становлению основ социальной ориентации в общении со своим ребенком, предопределяющим его восприятие как равноправного партнера в межличностном диалоге,
  • формировать способы бесконфликтного взаимодействия, обогащать сферы межличностных отношений;

5) аналитической компетенции:

  • способствовать формированию осознанного отношения к необходимости анализа правомерности условий семейного воспитания, содействовать проявлению устойчивого интереса к оценке собственных воспитательных достижений,
  • обогащать опыт рефлексии своих влияний на личностное развитие детей дошкольного возраста.

Программа построена в соответствии со следующими принципами:

  • научности, предполагающим отражение в предъявляемом материале основных закономерностей личностного развития детей и организации семейного воспитания;
  • доступности, обеспечивающим адаптацию научных знаний к уровню понимания и воспроизведения их родителями;
  • последовательности и концентричности, обеспечивающим постепенное обогащение знаний родителей по разным сферам личностного развития ребенка и организации его воспитания в семье;
  • интегративности, предусматривающим возможность использования программного материала в разных аспектах воспитания (трудовом, эстетическом, физическом, экономическом и т.д.) и его реализацию в разных видах деятельности (познавательной, речевой, игровой, коммуникативной, двигательной, театрализованной экспериментальной, конструктивной, изобразительной, трудовой, учебной);
  • биологичности, ориентирующим на установление доверительных взаимообогащающих отношений педагогов с родителями.

Содержание программы представлено блоками, отражающими разные периоды возрастного развития (ранний и дошкольный возраст), разные направления становления личности (речевая, познавательная, социальная, экологическая, художественно-эстетическая и др.), воспитательные возможности разных видов деятельности (игровая, двигательная, изобразительная и др.).

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас 17 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.

© Оф.сайт Детского сада №51 г.Чита, 2012-2024