Как развивать у ребенка одаренность?

Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми?
Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества,

но... не опаздывайте и, помогая... думайте сами.
Б. П. Никитин

Ранняя одаренность требует к себе бережного и внимательного отношения. Жить с такими детьми и воспитывать их – значит постоянно решать творческие задачи по созданию условий для дальнейшего раскрытия их одаренности.

Чтобы одаренность ребенка развивалась, прежде всего, необходимо развивать способность к творчеству.

Рекомендации по развитию творчества у дошкольника

  • Поощряйте в ребенке любознательность, учите его завершать начатое, настойчиво искать решения.
  • Вместе радуйтесь победам.
  • Учите переживать неудачи и не быть слишком критичным к себе, вместе преодолевайте сложности. Старайтесь не ругать ребенка за неудачи. Неудачи неизбежны. Главное - это процесс, а не результат. Не давите на ребенка, чтобы из занятий творчеством не исчез элемент игры и увлекательности.
  • Старайтесь не подавлять инициативу ребенка. Остановить ребенка, когда он чем-то занят, - это самый простой способ прервать полет воображения. В этот момент следует задавать ребенку интересные вопросы: «Что должно было из этого получиться?», «Что будет, если сделать по-другому?» и т. д.
  • Снабжайте ребенка необходимыми материалами для творчества: красками, пластилином, безопасными ножницами, цветной бумагой, клеем, карандашами, мелками и т. д. Лучше, если ребенок сам нарисует и раскрасит выдуманную им картинку.
  • Участвуйте в творческой жизни ребенка.

ВАЖНО! Для развития детей не обязательны дорогие игрушки и пособия. Важнее внима¬тельное, тактичное сотрудничество с ребенком, умение разглядеть его уникальность и уважение к его мнению и творческому взгляду на этот удивительный и прекрасный мир.

Занятия, игры для развития творчества

  1. Составь рассказ от имени другого персонажа: «Представь, что ты стал игрушкой, предметом мебели, деревом, животным. Расскажи об одном дне воображаемой жизни».
  2. «Сколько значений у предмета?».
    Нужно найти как можно больше вариантов реального использования предмета (например, кирпич, газета).
  3. Поиск причин событий.
  4. Сочини сказку.
    Нужно сочинить сказку, которая начинается с фразы: «Мама купила в магазине рыбу...» и заканчивается фразой: «...Поэтому вечером пришлось зажигать свет».
  5. Придумай животное с заданными свойствами.
  6. «На что похоже?».
    На карточках изображены различные фигуры. Надо придумать как можно больше предметов, явлений, на которые они похожи.
  7. Эксперименты с водой, воздухом, красками, металлами, магнитом, лучом света, отражением.
  8. Графические игры.
    «Колябушки».
    На листе бумаги педагог или дети рисуют линии любой конфигурации. Необходимо, используя линию, завершить ее так, чтобы получилось изображение предмета, человека, сказочный или фантастический образ.
    «Пять точек».
    На листе бумаги педагог или ребенок ставит пять точек и выполняет задание нарисовать человека или зверя, используя все эти точки: одна точка должна быть на носу, две - на любых частях рук или лап. Так как точки находятся в разной удаленности, исчезает статичность, однотипность образа.
    «Переделай один предмет в другой» (развитие способности к сцеплению наблюдаемого с заранее выработанными теоретическими представлениями).
    Осуществляется поэтапно, на каждом этапе можно менять только один признак предмета. Например, столб превратить в нору: сначала столб можно сделать полым внутри, затем распилить его на более короткие части, потом одну из частей вкопать в землю.
    «Дверь – велосипед, клумба – батарея отопления, бутылка – дом, дерево – ботинок» (умозаключения по аналогии).
    Нужно назвать как можно больше предметов, которые одновременно являются твердыми и прозрачными (стекло, лед, пластик, янтарь, кристалл...).
    • Блестящий, синий и твердый.
    • Большой, блестящий, металлический, новый.
    • Живые существа добрые, шумные, подвижные и сильные.
  9. Учебное исследование.
    Этапы:
    первый – выбор темы,
    второй – постановка вопросов,
    третий –проведение исследования,
    четвертый – подведение итогов.
    Дети могут делать несложные заметки-рисунки (схематичные), изображать буквы или специальные знаки. Сбор информации может быть сложным для детей, поэтому лучше заранее приготовить карточки с символами, отражающими способы получения информации: подумать, спросить у другого человека, узнать из книг, провести наблюдение и эксперимент, узнать в Интернете. В конце исследования ребенок вместе со взрослым делает сообщение.
  10. Игры для развития художественного творчества.
    «Трубочка, краски, мыльные пузыри».
    На твердую светлую поверхность (крышка детского столика) наливается небольшое количество мыльного раствора, в который добавляются акварельные краски. Ребенок дует в трубочку, выдувая цветные мыльные пузыри.
    «Ладошки и все понемножку».
    Для детей, которым наскучило традиционное рисование карандашами и красками, можно предложить порисовать ладошками. Для этого берется лист ватмана, в блюдце разводится с водой краска (лучше гуашь). Детям можно надеть фартуки, сделанные из пакета «майка». Дети макают ладошки в краску и делают отпечатки на листе ватмана. Таким образом можно создать композиции «Веселые осьминожки», «Осенние листочки» и т. д. Помимо развития творческих способностей, данное упражнение помогает снять психоэмоциональное напряжение, способствует эмоциональной разрядке детей.
    «Поиграем в аборигенов».
    Данный вид деятельности можно провести в летнее время на даче или на берегу моря. Дети разрисовывают друг друга красками наподобие аборигенов. Затем художников можно вымыть шлангом или выкупать в море. Игра очень нравится детям.
    «Кляксография».
    На лист бумаги наносится клякса. Дети фантазируют, допридумывая образ и дорисовывая нужные детали.
    «Монотипия».
    Лист бумаги делится пополам с помощью карандаша и линейки. Затем на одной его половине рисуется половина бабочки, цветка и т. д. акварельными красками. Затем лист аккуратно складывается пополам. Таким образом на второй половине получается отпечаток рисунка. Старшим дошкольникам можно пофантазировать на темы «Звездная галактика», «Подводный мир» и т. д.
  11. Игры в быту («Пока мама готовит обед...»).
    «Макаронные фантазии».
    Детям дают макаронные изделия различной формы (ракушки, колеса, звездочки и т. д.). Дети выкладывают из них забавные композиции (например, «Овечки на лугу», «Смешной автомобиль»). Если хотите сохранить изображение надолго, предложите ребенку заранее подготовленную картонку с налепом из пластилина. На такой поверхности сухие рожки и завитушки будут держаться дольше. Данная игра развивает фантазию и мелкую моторику пальцев, что очень важно для развития речи.
    «Волшебное тесто».
    Мама вместе с ребенком замешивает соленое тесто (в пропорции: 1 ч. л. соли + 1 ч. л. муки + + 1 ст. л. подсолнечного масла + вода до получения консистенции, близкой к пластилиновой массе). Дети лепят различные фигурки, которые затем подсушиваются в духовке и раскрашиваются.
    «Фруктово-овощная геометрия».
    Мама шинкует овощи для борща, дает несколько ломтиков свеклы и кружков моркови ребенку. Можно предложить ему сделать треугольник, квадрат, выложить домик и даже человечка из кусочков овощей и фруктов и затем все это с аппетитом съесть.
    «Ледовые замки».
    Предварительно залитую в формочки и окрашенную красками воду замораживают, а затем предлагают ребенку построить ледяные башенки, домик для эскимосов и т. д. (эту игру желательно проводить в теплом помещении).
  12. Музыкальные игры.
    Помимо традиционных игрушек (металлофон, ксилофон, ложки), можно использовать в играх колокольчики: дети очень любят их и находят для них в игре широкий спектр применения.
  13. Игры с героями сказок.
  14. Игры на прогулке.
    «Найди сказочного героя».
    Дети находят сухие ветки, корни, древесные грибы, напоминающие сказочных персонажей. Также можно собрать материал для новых поделок из природного материала: шишки, желуди, красивые камешки.
    «Изобрази и узнай».На природе можно провести игры, развивающие артистические способности детей: «Где мы были, мы не скажем, а что видели покажем!», «Изобрази животное», «Раз, два, три, сказочный герой, оживи!» и т. д. Посещения зоопарка и океанариума могут дать «пищу» для детского творчества.
    «Что я слышу?».Предложите детям послушать, закрыв глаза, как падают листья, шумит ветер, пошуршать листвой при ходьбе, покружиться на месте и с продвижением вперед, подбрасывая ногами листья вверх. Пусть Ваш ребенок откроет для себя массу удивительных вещей: почувствует, как ветерок шевелит волосы, ощутит капли дождя на коже, услышит аромат цветка, проследит за полетом бабочки, полежит на траве и посмотрит на облака, пройдется босыми ножками по влажной теплой земле, ощутит вкус снежинки на губах.
  15. Игры на моральные темы.
    «Хорошо или плохо».Игра развивает умение находить в одном и том же предмете противоречия и противоположные свойства, смотреть на предмет с разных точек зрения. Дети обычно оценивают все в двух категориях - хорошо и плохо. На такой оценке и основана эта игра.
    • осень, весна, лето, зима;
    • солнце, ветер, огонь, снег, дождь;
    • спать, гулять в лесу, лазать по горам.
    Например: лето хорошее, потому что тепло, можно загорать, купаться, а плохое, потому что слишком жарко, можно обгореть на солнце и т. д.
    Когда малыш найдет плохие и хорошие стороны предметов, явлений и действий, предложите ему самому назвать любые попадающиеся на глаза предметы и найти в них противоположные функции и свойства, оценить их хорошие и плохие стороны, привести примеры вреда и пользы от предметов.
  16. Игры, развивающие интеллектуальную активность.
    «Почемучка».
    Развивает умение ставить вопросы, помогающие изучить объект, пробуждает исследовательскую активность. У маленьких детей умение ставить вопросы для исследования еще достаточно ограничено. Необходимо показать ребенку различные формы вопросов, их различия. Научите малыша выбирать направленность вопросов. Наиболее важны вопросы, относящиеся к определенным аспектам проблемной ситуации, существенным признакам предметов, причинам явлений.
    Когда ребенок задает вопрос, не спешите отвечать, лучше задайте встречный вопрос; «А ты как думаешь?» Ваше общение должно быть построено так, чтобы ребенок задавал больше вопросов относительно какой-либо выдуманной или наглядно представленной Вами ситуации. Если ребенок задает вопросы одного и того же типа, спросите его о чем-то, используя другой тип вопросов: «Почему? Когда? Что? Влияет ли? Может быть, это как-то связано? В чем причина?» и пр. Это поможет ребенку преодолеть стереотипы мышления и глубже исследовать ситуацию.
    «Что в кулаке?».
    Направлена на развитие умения задавать вопросы для исследования неопределенной ситуации. Возьмите небольшой предмет и спрячьте его, сжав в кулаке. Малыш должен отгадать, что в кулаке, задавая разнообразные вопросы о форме и размере предмета, на что влияет предмет, из чего сделан, как его можно изменить, какими свойствами обладает, какого цвета и пр. На основе полученных от Вас ответов малыш сможет выдвигать гипотезы, строить догадки.

ВАЖНО! Комплексное воздействие на детей сказок, музыкальных, игровых моментов, наблюдений способствует развитию воображения и творческих способностей. Предложенные игры на развитие творческих способностей детей являются лишь маленькой тропинкой в огромную страну Фантазии и Творчества. И то, насколько часто Ваши дети будут попадать в нее, зависит от Вас, уважаемые родители.

Устраивайте домашние концерты, семейные чтения вслух и мини-спектакли, ходите вместе в музеи и на концерты, слушайте вместе музыку, рисуйте и танцуйте. Обсуждайте увиденное и услышанное.

А главное - помогайте Вашему ребенку воплощать его идеи и замыслы!

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас 80 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.

© Оф.сайт Детского сада №51 г.Чита, 2012-2024